ВИРТУАЛЬНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН

A Z E R I N E W S

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » A Z E R I N E W S » Поговорим о бизнесе. » Общие данные об экономике страны


Общие данные об экономике страны

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

На протяжении многих десятков лет нефтедобыча, нефтехимия и производство нефти являлись образцом тяжелой промышленности страны, в то время как хлопководство, виноградарство, овощеводство и животноводство представляли сельскохозяйственную промышленность.

Если уподобить экономику Азербайджана живому организму, невозможно исключить тот факт, что в ее жилах течет нефть.

В начале XX столетия Баку являлся мировым центром нефти. Сюда начали приезжать рабочие со всех концов мира. Нефть приподняла провинциальный город Баку до уровня самых красивых городов Европы. В те времена здесь жили и творили выдающиеся зодчие из Европы, России и Востока. В лице Баку объединены стили готики, барокко, "Мавританский" стиль с возвышенной простотой школы зодчества Апшеронской школы. В результате синтеза этих зодческих движений, было открыто новое течение в зодчестве, ставшее неподражаемым лицом города, и именуемое Бакинской "эклектикой".

С конца XIX века благодаря активной работе азербайджанской интеллигенции и собственников, с целью оказания помощи развитию национальной культуры, образования и здравоохранения, начали создаваться благотворительные общества. С 1905 г. число подобных обществ и их сфера деятельности значительно расширилась. Капитальный фонд этих обществ состоял из вложений, выделяемых богатыми торговцами и промышленниками (следует отметить, что основа знаменитейшего фонда Нобелевской премии была заложена в Баку). Среди меценатов этого периода наиболее всех выделялся Гаджи Зейналабдин Тагиев.

Среди миллионеров активную роль в сфере благотворительности играли Муса Нагиев, Шамси Асадуллаев, Муртуз Мухтаров и другие. В результате их усилий, строились новые общественные здания, открывались гимназии и школы, развивалось искусство национального театра, развивалось здравоохранение и просвещение, строились парки, улучшалось снабжение города водой. Они направляли талантливых молодых людей за границу с целью получения образования в самых престижных университетах Европы и России.

Основные иностранные инвесторы. Правительство Азербайджана подписало несколько важных соглашений о разработке нефтяных и газовых месторождений. В сентябре 1994 было подписано соглашение об инвестировании 8 млрд. долл. в освоение Чирагского и глубоководного Гюнешлийского месторождений. Была создана Азербайджанская международная операционная компания (АМОК). В ноябре 1995 было подписано, а в феврале 1996 ратифицировано соглашение о разведке Карабахского морского месторождения с объемом инвестиций 3 млрд. долл. В соответствии с соглашением была создана Каспийская международная нефтяная компания (КМНК). По окончании разведочного бурения в 1999 компания пришла к выводу о нерентабельности разработки месторождения и прекратила свою деятельность. 15 мая 2001 было ратифицировано соглашение между Азербайджаном и Турцией о поставке природного газа морского месторождения Шахдениз в Турцию. Планируется строительство газопровода Баку – Тбилиси – Арзрум. Для реализации этого проекта требуется 2,6 млрд. долл. инвестиций.
В настоящее время основными инвесторами в Азербайджане являются нефтяные компании. 90% акций АМОК принадлежит иностранным инвесторам: «Бритиш петролеум» (Великобритания, 17,1%), «Амоко» (США, 17,0%), «Лукойл» (Россия, 10,0%), «Пенсойл» (США, 4,8%), «Юнокал» (США, 10,0%), «Статойл» (Норвегия, 8,6%), «Иточу ойл» (Япония, 3,9%), «Рамко» (Великобритания, 2,1%), ТПАО (Турция, 6,7%), «Эксон» (США, 8,0%), «Делта-Нимир» (Саудовская Аравия, 1,7%). Инвесторами проекта «Шахдениз» являются: объединение «Бритиш петролеум»/«Статойл» (Великобритания/Норвегия, по 25,5% каждая), ГНКАР (Азербайджан, 10%), «Лукойл» (Россия, 10%), «Эльф-Акитэн» (Франция, 10%), Иранская холдинговая компания (Иран, 10%), ТПАО (Турция, 9%).

Вслед за вступлением «Иточу ойл» в АМОК представители нескольких крупных японских корпораций посетили Азербайджан с целью изучения возможностей инвестирования. Значительные японские инвестиции ожидаются в Нефтегазовую компанию Азербайджана.

0

2

После восстановления государственной независимости в 1991 году Азербайджан начал реализовывать суверенные права и вести самостоятельную политику в сфере экономики. Главным направлением этой деятельности стали создание системы экономики, основанной на различных формах собственности, переход к рыночным отношениям и интеграция в мировую экономику.

Экономическое развитие со времени приобретения независимости по сей день можно разделить на два основных этапа. Первый, охватывающий 1991-1995 годы, явился периодом хаоса или упадка, второй, период макроэкономической стабильности и динамического развития экономики, начавшийся с 1996 года и продолжающийся по сей день.

В результате дальновидной политики и напряженного труда общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, несмотря на тяжелый исходный рубеж за короткий исторический период после восстановления государственной независимости удалось добиться очень больших успехов в социально-экономическом развитии страны и интеграции в мировую хозяйственную систему. Самое большое достижение заключается в том, что в результате осуществленного в этот период в стране процесса независимого государственного строительства возникала новая по сути развития и экономических реформ модель - Азербайджанская модель.

Знаменателен тот факт, что официальной основой реализации вышеупомянутой модели на втором этапе экономического развития стали принятые в Азербайджанской Республике политические документы (концепции, стратегии и программы) - ("Программа Государственной помощи малому и среднему предпринимательству в Азербайджане (1997-2000 гг.)", "Государственная Программа развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (2002-2005 гг.)", "Государственная Программа развития машиностроительной промышленности в Азербайджанской Республике (2002-2005 гг.)", "Государственная Программа развития аграрного сектора в Азербайджанской Республике (2002-2006 гг.)", "Концепция демографического развития Азербайджанской Республики", "Государственная Программа по развитию в 2002-2005 годах туризма в Азербайджанской Республике", "Государственная Программа по сокращению бедности и экономическому развитию (2003-2005 гг.)", "Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 гг.)" и др.), а также ряд находящихся на стадии разработок ("Стратегия занятости Азербайджанской Республики", "Интегрированная стратегия торговли и инвестирования по ненефтяному сектору" и др.).

Одним из важнейших направлений экономической политики Азербайджанской Республики явилась подготовка нефтяной стратегии независимого государства, автором которого стал общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев. Реализация стратегии началась с заключения на 30 лет соглашения о совместной эксплуатации месторождений "Азери", "Чыраг" и глубоководной части "Гюнешли" в азербайджанском секторе Каспийского моря и долевом распределении добытой нефти, заключенного между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики и 12 известными нефтяными компаниями (Амоко, БП, МакДермотт, Юникал, ЛУКойл, Статойл, Эксон, Туркия петроллары, Пензойл, Иточу, Ремко, Делта) из ряда стран (США, Великобритания, Россия, Турция, Норвегия, Япония, Саудовская Аравия).

День 20-го сентября 1994 года золотыми буквами вписался в новейшую историю независимой Азербайджанской Республики и навсегда останется в памяти нынешнего и будущих поколений. Подписание и реализация соглашения, в настоящее время известного во всем мире как "Контракт века", являются наглядным свидетельством претворения в жизнь новой нефтяной стратегии, разработанной Гейдар Алиевым и составляющей концепцию экономического развития независимого Азербайджана.

29-го декабря 1999 года общенациональный лидер Гейдар Алиев подписал Указ "О создании Государственного Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики".

Основный смысл философии создания Нефтяного Фонда заключается в обеспечении справедливого распределения между поколениями нефтяных богатств, дарованных азербайджанскому народу Всевышним. Если одной из целей, поставленных перед Фондом, является сосредоточение и преумножение получаемых от продажи нефти доходов для будущих поколений, то другой - использование этих доходов на благо нынешних поколений с учетом удовлетворения текущих социальных нужд страны, прогресса и потребностей развития экономики.

На основе мудрого решения великого лидера Гейдара Алиева первые средства Нефтяного Фонда были использованы для финансирования мероприятий, направленных на улучшение социально-бытовых условий самой обездоленной и социально уязвимой категории граждан- беженцев и вынужденных переселенцев.

В результате широкомасштабных, фундаментальных реформ, проводимых в экономике страны, в 1995-2004 годах удалось добиться ощутимых результатов в области промышленности. Контракты о совместной деятельности по нефте- и газодобыче, заключенные с крупными компаниями развитых стран 20 сентября 1994 года дали мощный импульс ускоренному развитию нефтяной и газовой промышленности. Наблюдается рост промышленного производства. Можно сказать, в результате ощутимого прогресса во всех сферах производства, в т.ч. нефтяной и газовой, химической и нефтехимической, машиностроительной и металлообрабатывающей, производстве строительных материалов существенно выросло производство продукции. Отметим, что наряду с добывающей, развитие получило также и перерабатывающая промышленность. За последние шесть лет в перерабатывающих отраслях производство продукции выросло в 1,5 раза, в т.ч. в пищевой промышленности - на 43%, производстве изделий из дерева в - 2 раза, производстве бумажных изделий - на 30%, выпуск химической продукции - в 2,5 раза, производстве стройматериалов - в 5 раз, металлургии - в 3 раза.

В 1993-2003 годах открыто более 3 тысяч новых предприятий и по состоянию на 1 января 2004 года их численность составила 5536. В результате выработанной общенациональным лидером политики "открытых дверей", которая продолжает осуществляться по сей день, численность действующих в стране иностранных и совместных предприятий выросла в 3 раза. В настоящее время в Азербайджане действует 192 предприятия с иностранными инвестициями, представляющими 63 государств мира. В них открыты тысячи рабочих мест. 74% инвестиций, вложенных в национальную экономику в 2003 году, приходится на промышленность. Как свидетельство роста негосударственного сектора экономики следует рассматривать ощутимое увеличение хозяйственных субъектов новой формации, расширение и динамичное развитие малого предпринимательства, приток физических лиц в сферу бизнеса.

Немало работ проделано в направлении удовлетворения потребностей экономики и населения в энергоносителях. Ярким проявлением особого внимания Президента Азербайджана Ильхама Алиева к этой сфере является подготовленное Министерством Промышленности и Энергетики и утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики № 635 от 14 февраля 2004 года "Государственная Программа по развитию топливно-энергетического комплекса Азербайджанской Республики (2005-2015 гг.)", которая обеспечит энергетическую безопасность страны и более эффективно удовлетворит растущие потребности в энергоносителях.

Сельское хозяйство, будучи во все времена основной отраслью экономики Азербайджана, играло важную роль в развитии страны и обеспечении населения необходимыми потребительскими товарами. Принятие в 1995-1996 годах Законов "Об основах аграрных реформ", "О реформировании совхозов и колхозов", "О земельной реформе" и других важнейших правовых актов позволили осуществить кардинальные изменения в агропромышленном комплексе. Так, впервые в пространстве Содружества Независимых Государств, в Законе "О земельной реформе" нашли отражение передача земли в частную собственность, ее купля-продажа.

В результате серьезных структурных преобразований в сельском хозяйстве были ликвидированы все, включая совхозы и колхозы, сельскохозяйственные предприятия, а их собственность была разделена между членами хозяйств. В государственной собственности было оставлено небольшое количество племенных, растениеводческих и такого рода иных хозяйств. Ускорение формирования в селе нового вида собственности - крестьянско-фермерской - создали благоприятные условия для лучшей организации сельскохозяйственных работ и развития аграрного сектора.

Осуществленные в аграрном секторе Азербайджана реформы по своему радикализму и темпу коренным образом отличались не только от реформ, в иных областях экономики страны, но существенно разнились и от реформ, которые были проведены в странах Содружества Независимых Государств. Кроме того, они сыграли особую роль в формировании в стране частной собственности и развитии предпринимательства. Реформы в банковской системе сыграли важную роль в искоренении недоверия к банкам, возникшее в первые годы независимости. В стране началась работа по современному банковскому строительству, осуществлены мероприятия по формированию двухступенчатой банковской системы, укреплению банков, увеличению их уставного капитала. Не сумев наладить работу и не выдержав конкуренции в условиях свободной рыночной экономики, самоликвидировались слабые банки. Хотя численность банковских учреждений в стране уменьшилось в 4 раза, однако совокупный их капитал вырос в 5 раз.

Одним из факторов, обеспечивающих экономическое развитие, является динамика капиталовложений. Так, направленные на капиталовложение инвестиции, наряду с ростом производства, служат строительству и сдаче в эксплуатацию новых предприятий, объектов образования, здравоохранения, жилья и иных объектов социального назначения, созданию новых рабочих мест. По этой причине, в экономической политике Азербайджанской Республики увеличение с каждым годом объема привлекаемых инвестиций, в т.ч. иностранных, занимает один из первостепенных мест.

После восстановления Азербайджаном независимости важное значение во внешней экономической политике уделялось связям с международными финансово-кредитными и экономическими учреждениями. За истекший период проделана существенная работа в этом направлении. Азербайджан является членом, можно сказать, всех авторитетных международных структур, в т.ч. с 1992-го года - Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, с 1999-го года - Азиатского Банка Развития, и постоянно проводит консультации с этими структурами по экономическим проблемам, вопросам перехода на рыночную экономику, пользуется их финансовыми ресурсами.

Таким образом, результаты успешно осуществленных за короткий промежуток времени во всех отраслях экономики страны реформ еще раз наглядно свидетельствуют о верной экономической политике, настойчиво претворяемой в жизнь руководством Азербайджанской Республики.

0

3

Квітка
Спасибо большое... читаю такую инфа, просто поражаешся, насколько насша страна богатая....

0

4

Общие данные таковы!!!
ЦЕНЫ РАСТУТ НА ВСЕЕЕ!!!!!

0

5

СТРАНА БОГАТАЯ А ЛЮДИ ВНЕ "СТРАНЫ"(БАКУ) Не очеь!!!

0


Вы здесь » A Z E R I N E W S » Поговорим о бизнесе. » Общие данные об экономике страны