ИЗ Истории КарабаХа
Мирза Джамал Джеваншир Карабагский
--------------------------------------------------------------------------------
Автор - Мирза Джамал Карабаги происходил из знатного рода; он был сыном одного из глав тюркского племени Джеваншир. В 1797 г. он занял пост везира Карабагского ханства, на котором оставался и при Мехтикули хане, преемнике Ибрагим хана Карабагского, вплоть до 1822 г. После ликвидации ханского управления он был назначен в карабагский провинциальный суд, где служил до 1840 г., а затем, по преклонности возраста, вышел в отставку. Умер в 1853 г.
Свое произведение Мирза Джамал написал на фарсидском языке. Рукопись оригинала хранится в Институте Рукописей Национальной Академии Наук Азербайджана. Прилагаемый сокращенный и вольный перевод его на русский язык, осуществленный русским востоковедом и кавказоведом А.Берже, был напечатан в 1855 г., в издававшейся в гор. Тифлисе газете «Кавказ» (№ 61, 62, 65, 67, 68, 69). Полный текст опубликован в книге: «Мирза Джамал Джеваншир Карабагский. История Карабага. Баку, 1959 г.
--------------------------------------------------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ
О ГРАНИЦАХ, ДРЕВНИХ ГОРОДАХ, НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ И РЕКАХ КАРАБАГСКОГО ВИЛАЙЕТА
О ПОДДАНСТВЕ, ДРЕВНИХ ОБЫЧАЯХ И ПОРЯДКАХ КАРАБАГСКОГО ВИЛАЙЕТА
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПОКОЙНОГО ПАНАХ ХАНА И ЕГО УПРАВЛЕНИИ В КАРАБАГСКОМ ВИЛАЙЕТЕ
ОБ ИЗДАНИИ УКАЗА О НАЗНАЧЕНИИ ПАНАХ ХАНА ХАНОМ И ПРАВИТЕЛЕМ /КАРАБАГА/
О ПРАВЛЕНИИ ИБРАГИМ ХАНА И О ПОРЯДКАХ И СОБЫТИЯХ ТЕХ ВРЕМЕН.
О РАЗНЫХ СОБЫТИЯХ И КОНЧИНЕ АГА МУХАММЕД ШАХА
О НЕКОТОРЫХ СОБЫТИЯХ, ИМЕЮЩИХ МЕСТО ПОСЛЕ УМЕРЩВЛЕНИЯ АГА МУХАММЕД ШАХА И ВОЗВРАЩЕНИЯ ИБРАГИМ ХАНА ИЗ БЕЛОКАНИ В КАРАБАГ
О СОБЫТИЯХ, ИМЕВШИХ МЕСТО СО ВРЕМЕНИ ПЕРЕХОДА ЭТИХ ВИЛАЙЕТОВ ПОД ВЛАСТЬ И ЗАЩИТУ ЧИНОВНИКОВ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА ИМПЕРАТОРА
КОНЕЦ КРОМЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕЗЮМЕ
О ПРАВЛЕНИИ ХАНОВ
О ПАМЯТНИКАХ И ЗДАНИЯХ, ВОЗДВИГНУТЫХ ПОКОЙНЫМ ПАНАХ ХАНОМ В КАРАБАГЕ
О ПАМЯТНИКАХ И ЗДАНИЯХ, ОСТАВШИХСЯ ОТ ПОКОЙНОГО ИБРАГИМ ХАНА
О ПРАВИЛАХ И ПОРЯДКАХ, СУЩЕСТВОВАВШИХ ПРИ ЕГО ПРАВЛЕНИИ
О ДОХОДАХ ИБРАГИМ ХАНА
О ХАРАКТЕРЕ И ПОВЕДЕНИИ ПОКОЙНОГО ХАНА
О ТАБУНЕ (ИБРАГИМ ХАНА)
О КАРГУЗАРАХ (ИБРАГИМ ХАНА)
О РАБОТНИКАХ И КАРГУЗАРАХ ЕГО ДОМА И УПРАВЛЯЮЩИХ ДЕЛАМИ ЕГО ВЛАДЕНИЯ
О ЗНАТНЫХ ПОТОМКАХ ХАНА
О ТОМ, ПОЧЕМУ МЕХТИКУЛИ ХАН СТАЛ НАСЛЕДНИКОМ И ПРЕЕМНИКОМ (ИБРАГИМ ХАНА)
НЕЗАВИСИМОЕ ПРАВЛЕНИЕ ПОКОЙНЫХ ХАНОВ КАРАБАГСКОГО ВИЛАЙЕТА ПАНАХ ХАНА И ИБРАГИМ ХАНА И РАЗНЫЕ СОБЫТИЯ, ОПИСАННЫЕ МИРЗОЙ ДЖАМАЛОМ КАРАБАГСКИМ ПО ПОРУЧЕНИЮ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ВОРОНЦОВА
Во имя аллаха всемилостивого и всемилосердного!
Безграничная хвала и бесконечное прославление подобают /лишь/ создателю всех тварей, который возлагает венец счастия на голову тому, кому захочет, и отнимет его у того, у кого захочет.
И воистину, величие, могущество и счастье - /плоды/ его всеобщей милости и извечной щедрости.
Бейт
Решаешь ты – кому рабом, кому быть государем,
Кому захочешь счастье ты даришь.
После восхваления и прославления создателя земли и неба /следует отметить, что/ для сведущих людей не является ни секретом, ни тайной то, что знание и осведомленность в минувших событиях, в положении и особенностях каждого вилайета приумножают прозорливость и приносят пользу. Поэтому прибывший в Шушинскую крепость в 1263 мусульманском году, соответствующем 1847 христианскому году, его высокоблагородие кавалер, полковник Шахамир хан Бегляров родом из Карабага, встретился по мной, своим искренним другом Мирзой Джамалом Джеванширом карабагским, служашим долгие годы у ханов Карабага, отправляя должность карабагского везира и мирзы, а после их правления исполнявшим все поручения, будучи в числе служащих и чиновников высокого Российского государства; в силу своей доброжелательности ко мне и преданности к господину генералу от инфантерии, кавалеру различных орденов, графу и князю Михаилу Семеновичу Воронцову, - да будет милостив к нему всемогущий аллах! – являющемуся источником милости и щедрот, величественным, благородным покровителем именитых эмиров, защитником знатных и простых людей, наместником, его величества императора, милостивого хагана, падишаха – оплата вселенной, он во время беседы сказал /мне/, что его сиятельство /Воронцов/ испытывает большую тягу к знакомству с прошлыми событиями, происходившими в каждом из подвластных ему вилайетов, а также к /имевшим место/ власти, могуществу и правом бывших ханов. В случае, если будет написан и представлен взору милостивого главнокомандующего /Воронцова/ обстоятельный обзор событий, действительно происходивших в Карабагском вилайете, он будет воспринят весьма благожелательно и заслужит его благословенное одобрение.
Так как, /я/ - нижайший, в силу своей искренности и преданности, в особенности из-за благосклонности и милостей его превосходительства, эту возможность услужить считал для себя подлинным счастьем, дабы суметь хотя бы на йоту удостоиться светлого внимания столь великого, благородного, могущественного и милостивого эмира и быть осчастливленным его радостью и милостью, то, уповая на аллаха, изложил без всяких добавлений и убавлений все то, что было истиной, прочитанной мною в старых исторических /книгах/, услышанной от сведущих пожилых людей и ставшей мне известной в течение пятидесяти лет моей жизни. Питаю надежду, что эта книга, преподнесенная его сиятельству, будет принята как подарок и зачтена в число моих заслуг /как знак/ искренней преданности «Аллах оказывает помощь и дарует успех».
Эти страницы я разбил на несколько глав; в каждой главе описал /различные/ события.
Глава первая
О ГРАНИЦАХ, ДРЕВНИХ ГОРОДАХ, НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ И РЕКАХ КАРАБАГСКОГО ВИЛАЙЕТА
Как написано в древних исторических /книгах/, границы Карабагского вилайета следующие:
С юга – река Аракс, от Худаферинского моста до Сыных керпи, что ныне находится на территории магалов Казах, Шамсаддин и Демирчи-Хасанлы. Чиновники Русского государства называют его «Красный мост». С востока – река Кура, которая у деревни Джавад соединяется с рекой Аракс и далее впадает в Каспийское море. С севера границей Карабага и Елизаветполя /Гянджи/ до реки Куры служит река Геран, а Кура, протекая по границе, доходит до реки Аракс. С запада – высокие горы Карабага, называемые Кюшьек, Салварты и Эрикли.
В минувшие столетия, когда происходили /различные/ смуты и изменения, а также в ряде случаев, когда государи Ирана, Рума и Туркестана завоевали эти земли, устанавливались новые границы, строились крепости и давались им иные названия.
Карабагский вилайет входит в состав страны Арана, ибо спустя некоторое время после потопа, который произошел при Ное, - да будет мир над ним! – один из потомков Ноя – да будет мир над ним! – завладев и благоустроив эти вилайеты и земли, расположенные между реками Кура и Аракс с городами: Тифлис, Ганджа, Эриван, Нахичеван, Ордубад и находящимися ныне в разрушенном состоянии на Карабагской земле Бардой и Байлаканом, стал управлять ими и назвал их Араном, так как его самого звали Аран.
Первый город, который был построен в Карабагском вилайете, это – город и крепость Барда, что находится у реки Тертер, в трех фарсахах от Куры. Жители того города в древние времена были то ли армяне, то ли какой-то другой народ. В те времена, когда бывшие халифы Бени-Аббаси (Аббасиды) благоустроили город Багдад, превратив его в Дар-уль-хулафе, и жили там, население того города в 306 мусульманском году, что соотвествует 886 христианскому, приняло ислам.
/Вторым/ после него был город Байлакан, основанный приблизительно тысяча пятьсот лет тому назад Кубад падишахом, одним из монархов Ирана и Фарса. От реки Аракс он прорыл крупный канал в обширную равнину Байлакан, основав там город. В окрестностях его, начиная от реки Кендалан до реки Гаргар он построил села и деревни, определил райятам место для жительства. Всюду создал пашни, пастбища, разбил сады и основал населенные пункты. Название того канала с древнейших времен было Барлас, а ныне он известен как Гевур архы. До времен Чингиз хана этот город, деревни и канал были благоустроены.
В 635 (1237/3 году войска Чингиз хана пришли и осадили город Байлакан. Через несколько месяцев они, захватив город, предали его жителей поголовному истреблению. Население Карабгского вилайета – магалов и деревень – рассеялось по горам Карабага и Ширвана. Некоторое время этот самый город Байлакан и крупный канал находились в разрушенном состоянии. Когда же Теймур падишах из Туркестана пошел на Румский вилайет и, одержав победу в войне с Ильдрым Баязидом, государем Рума, возвращался обратно, он вновь благоустроил город Байлакан и, собрав много народу, снова прорыл канал в город и заново отстроил его.
Таким образом, он /Байлакан/ некоторое время оставался благоустроенным. Но во времена сефевидских шахов и Надир шаха этот город при продвижении войск в сторону Грузии и Ширвана вновь был разрушен, а население его рассеялось. /Город/ и ныне /лежит/ в развалинах.
Канал этот /Гевур архы/ поистине большой и весьма полезный. Если в /районе/ орошения его водами будут произведены посевы хлеба, риса и других злаков, а также разбиты тутовые сады, то можно собрать весьма хороший урожай: с каждой четверти пшеницы можно получить свыше двадцати четвертей, а с одной четверти риса и проса – пятьдесят четвертей и даже больше. И сеять их нетрудно. /Землю/ наилучшим образом обрабатывают двумя быками. Если в районе этого канала, конечно, при соблюдении надлежащего порядка, поселяться пять-шесть тысяч семейств и построят /себе/ деревни и села, то они смогут жить очень хорошо в полном довольстве и достатке.
Кроме упомянутого крупного канала, тут имеются еще несколько других каналов, проведенных из Аракса, и если у каждого из этих каналов разместятся деревни по сто-двести семейств, то они смогут жить в достатке, благоустраиваться и извлекать большую пользу от посевов хлеба, риса и хлопка.
Невзирая на то, что с момента разрушения города Байлакана прошло более трехсот лет, все же эти каналы в начале правления покойных Панах хана и Ибрагим хана были благоустроенными, и упомянутые правители извлекали из них доходы. Каналы имеют следующие названия: Кюрек архы, Сувар архы, Меймене архы, Гемичи архы, Сары арх, Аяз архы, Гашкай архы, Хан архы.
Глава вторая
О ПОДДАНСТВЕ, ДРЕВНИХ ОБЫЧАЯХ И ПОРЯДКАХ КАРАБАГСКОГО ВИЛАЙЕТА
Во времена пребывающих /ныне/ в раю сефевидских государей, находившихся в Иране, Карабагский вилайет, илаты, армянские магалы Хамсе, состоящие из магала /магалов/ Ризак, Варанда, Хачин, Чилябурд и Талыш, подчинялись гянджинскому беглярбеку. Хотя и до правления покойного Надир шаха среди илатов Джеваншира, Отузики, Баргушата и пр. имелись мелкие ханы, но и все они были подвластны елизаветпольскому беглярбеку. Даже и после того как Надир шах завоевал Тифлисский, Ганджинский, Эриванский, Нахичеванский и Карабагский вилайеты, у жителей и войск Рума, Карабагский вилайет в течение короткого времени оставался под властью елизаветтпосльского беглярбека, а иногда подчинялся азербайджанскому сардару. Среди илатов и в магалах также были ханы и мелики, которые исполняли государственную службу по поручению азербайджанского сардара. Такое положение существовало до 1160 мусульманского года, соотвествующего 1743 христианскому году, когда был убит Надир шах.
Глава третья
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПОКОЙНОГО ПАНАХ ХАНА И ЕГО УПРАВЛЕНИИ В КАРАБАГСКОМ ВИЛАЙЕТЕ
Род покойного Панах хана происходит от Дизакского Джеваншира из оймака Сарыджаллы, одного из ветвей племени Бахманлы, прибывшего в древние времени из Туркестана. Предки его среди джеванширского племени были известными знатными, богатыми, благодетельными людьми.
Когда Надир шах покорил Карабагский, Ганджинский, Тифлисский и Ширванский вилайеты, он вызывал к себе всякого, кто среди илатов и в деревнях казался ему смелым и умелым, и, включив в число своих служащих, жаловал ему содержание, положение и чин. В том числе /он вызвал к себе/ Панах хана, который среди илатов был известен как Панахали бек Джеваншир сарыджаллинский. Во всех известных делах он преуспел, а в битвах и сражениях отличился больше своих соратников. Особенно /крупные/ подвиги он совершал во время войны Надир шаха с войсками Рума. Поэтому /шах/ привел его к себе, и тот все время, как в походе, так и дома, старался добросовестно служить ему. Усердно выполняя порученные ему дела, он добился сана и почета у шаха.
Так прошло несколько лет. Изо дня в день приумножалась милость Надир шаха к нему. В чинах и положении он добился превосходства над своими соратниками и сослуживцами. Некоторые недруги как при шахском дворе, так и в среде илатов, стали так злословит, как это и свойственно завистникам и зложелателям, тайно и открыто о Панах хане перед Надир шахом, что ослабили расположение шаха к нему. Узнав об истинном положении дел, Панах хан в страхе за свою жизнь улучив момент, когда шах был в Хорасана, с несколькими людьми из своих родственников и приближенных в 1150 (1737/3 году бежал в Карабагский вилайет.
Когда его бегство стало известно шаху, за ним были посланы гонцы, чтобы схватить его в дороге, но это не удалось. Были написаны весьма настоятельные приказы сардару Азербайджана и правителям Ганджи, Тифлиса и Ширвана о том, чтобы схватить Панах хана, где бы он ни находился, и доставить его к [вместо неразборчивого текста проставлены прочерки] ----- несмотря на то, что его --------- прочие родственники и близкие были преследуемы и оштрафованы по приказу шаха, однако и это не помогло.
Вступив в пределы Карабагского вилайета, он совместно со своими приближенными то находился в горах Карабага, то проживал в магале Кабала Шекинского вилайета. По истечении некоторого времени старший сын его, Ибрагим Халил ага, которому тогда было около пятнадцати лет, прибыл из Хорасана, где у них был свой собственный дом, к своему почтенному отцу в Карабаг и (в дальнейшем) все время находился при нем.
Таким образом Панах хан прожил несколько лет, а когда Надир шах был убит в указанном выше 1160 /1747/ году, появился среди оставшейся части населения Карабага, собрал вокруг себя умелых юношей и стал грабить /районы/ Ганджи, Нахичевана и пр. Всех юношей, в особенности своих приближенных, он наделил богатством, одеждой, конем и прочим имуществом.
В это время пришло известие о том, что илаты Джеваншира и прочие племена, переселенные шахом в Хорасан, самовольно возвращаются на свою родину. Панах хан с теми людьми, которые были при нем, пошел до границ Ирака и Азербайджана навстречу карабагским илатам. Илаты и /его/ родственники, увидев его в полном здравии, а также узрев многочисленную группу окружавших его слуг и приближенных, обрадовались. Совместно с Панах ханом они вступили на карабагскую землю, и каждый, прибыв в свой былой отеческий дом, стал поживать спокойно.
Поскольку все илаты были измучены, ограблены и не имели средств /к существованию/. Панах хан, объединив вокруг себя многих удалых юношей из своих родственником и илатов занялся грабежом в Ширванском, Шекинском, Ганджинском и Карабагском вилайетах. Всех юношей он сделал самостоятельными и богатыми. Любовь остального народа он завоевал раздачей скота, коней и наград, а некоторых непокорных подчинили себе путем наказаний и убийств. Никто из жителей Джеваншира, Отузики и других деревень, а также илаты не смели не подчиняться приказам и распоряжениям Панах хана.
Когда правители Ширвана и Шеки узнали о таком независимом поведении Панах хана в Карабагском вилайете, они сочли это вредным и опасным для себя и, решив совместно уничтожить Панах хана, заключили между собой союз.
Еще в то время, когда армянские магалы Хамсе не подчинялись ему /Панах хану/, он нашел целесообразным построить в удобном месте крепость среди илатов, с тем чтобы в случае похода окрестных ханов против него защитить в ней --- родственников, служащих, приближенных и знатных людей. После совещания было заложено основание курепости Баят, которая ныне находится в Кебирлинском магале. В короткий срок были возведены внешние стены, вырыты рвы, построены базар, баня и мечать. Туда /в крепость/ он переселил всю свою семью и домочадцев, а также семейства своих родственников и знатных людей из илатов. /Кроме них/, многие из окрестных жителей и даже жителей и особенно ремесленников Тебризского вилайета и Ардебиля, до которых дошла молва о преуспеянии, обходительности Панах хана, также пришли с семьями и обосновались в крепости Баят. Крепость была сооружена в 1161 мусульманском году, что соответствует 1745 христианскому.
Усиление крепости Баят и увеличение числа сторонников Панах хана вызвали опасение у правителей Ширвана и Шеки, терпевших большие убытки от людей и войск Панах хана. Объединившись, они прибыли с большим войском для усмирения Панах хана и приступили к осаде крепости. Панах хан через каждые два-три дня со своими знатными всадниками, родственниками, илатами и способными слугами делал вылазки из крепости и, мужественно сразившись с врагом на обширной площади, расположенной между крепостью и /лагерем/ врага, возвращался в крепость с победой над войсками Ширвана и Шеки.
Осада длиласть более одного месяца, /тем не менее/ ханы Ширвана и Шеки ничего не могли сделать. И когда они увидели, что ежедневно захватывается большое количество их коней и вьючных животных, а войско терпит огромные потери, они вернулись в свои вилайеты с горечью и раскаянием. На обратном пути правитель Шекинского вилайета Гаджи Челеби, являвшийся одним из достойных людей своего времени, сказал: «Панах хан был ханом. Мы пришли, воевали с ним и, не преуспев ни в чем, возвращаемся обратно, сделав его шахом».
После этого события /еще/ более усилилась власть, могучество и /укрепилась/ независимость Панах хана. Он задумал подчинить себе армянские магалы Хамсе. Первым счел целесообразным подчинится Мелик Шахназар бек, старый мелик Варандского магала, находившийся во вражде с меликами магалов Чилябурд, Талыш и Дизак. Он всячески подчеркивал свою преданность и любовь к хану; последний же, считая подчинение такой крупной личности и почтенного человека гордостью для своего правления, оказывал ему большие почести и уважение.
Мелик Хачинского магала, хотя некоторое время и усердствовал во вражде и неповиновении, но, наконец, и он покорился и был назначен Панах ханом меликом своего отдельного наследственного владения, которое существует и поныне. Жители Хачина /изъявили/ покорность и добросовестно исполняли возложенные на них обязанности. Однако мелики Дизакского, Чилябурдского и Талышского магалов на протяжении нескольких лет продолжали враждовать и воевать с ним /с Панах ханом/ и наконец /лишь/ после убийства, грабежей и прочих необходимых мер, предпринятых ханом, покорились и они.
По истечении пятилетнего пребывания в крепости Баят было решено, что поскольку последняя находится в окружении многочисленных врагов, оставаться в ней и строить тут постоянные город и крепость несовместимо с правилами предосторожности. Поэтому крепость необходимо соорудить на таком месте, которое было бы связано с карабагскими горами, с тем, чтобы во время столкновения с врагами карабагские илаты могли сохранить свой скот и имущество от посягательства врагов в неприступных горах Карабага.
Так как жители Хачинского магала, т.е. Тарнакута, расположенного у Шахбулагы, постоянно шли по пути ненависти и вражды с Панах ханом, то он поставил себе задачей сначала подавить их смуту и со своим конным и пешим войском пошел на них войной.
Жители Хачинского магала, численность около двух тысяч стрелков, укрывшись со своими семьями в труднодоступном месте, у Баллыгая, стали сопротивляться. Панах хан штурмовал их укрепление. В течение трех дней горел пожар битвы и сражения. На третий день Панах хан захватил их укрепление…
Население окрестных /районов/ и магалов Хамсе после такого события, т.е. захвата Панах ханом мощного укрепления, находившегося под защитой примерно двух тысяч стрелков, было охвачено невообразимым ужасом и страхом и то враждовало с ханом, то вступало с ним в мирные отношения. Несколько раз имели место стычки с меликом Чилябурдского магала Мелик Хатамом и меликом Талышского магала Мелик Усубом. Оба они были старыми богатыми меликами и располагали множеством людей. Наконец, не имея возможности более оставаться на своих местах, они вынуждены были ютиться в труднодоступных местах – глубоких ущельях и на вершинах высоких гор. Когда они увидели, что их посевы, сады и скот подвергаются уничтожению и истреблению со стороны подданных и войск Панах хана, /подобная/ жизнь стала им в тягость. Не имея иного выхода, они бросили свой край, дома, посевы и сады и убежали в Ганджу. В течение семи лет они жили в Ганджинском вилайете и /Шамкирском/ магале.
Когда Панах хан избавился от вражды и смут жителей Хачина, он назначил отдельного мелика в Хачинский магал. Оставшиеся на месте /жители/ покорились. Затем он приступил к постройке крепости Тарнакут, что ныне известна под названием Шахбулагы. Поэтому было решено покинуть Баятскую крепость, /а вместо нее/ основать /новую/ крепость в Шахбулагы, близ большого родника, вокруг нее возвести на возвышенности широкие стены и построить там базар, площадь, баню и мечать.
В 1165 (1751/52) году все семьи илатов, знатных людей ремесленников, /а также/ родственников и служащих /хана/ переселились и обосновались в названной крепости. По истечении трех-четырех лет самостоятельного /правления/ в Шахбулагы молва о независимости и всевозрастающем могуществе /Панах хана/ и численности его сторонников получила широкую огласку в окрестных районах. Ханы Ширвана, Шеки, Ганджи, Эривана, Нахичевана, Тебриза и Карадага отправили письма и посланников Панах хану, выражая свои стремления к дружбе и союзу с ним. С некоторыми ханами он сроднился; завоевав зангезурские магалы Нахичевана, Тебризский Кафан, Карадагский Чулдур, Мегри и Гюнай, подчинявшиеся власти правителей Нахичевана, Тебриза и Карадага, он включил их в состав подвластных Карабагу земель, назначив им меликов и султанов. Все они покорились власти Панах хана. Это положение и до сих пор существует.
Глава четвертая
ОБ ИЗДАНИИ УКАЗА О НАЗНАЧЕНИИ ПАНАХ ХАНА ХАНОМ И ПРАВИТЕЛЕМ /КАРАБАГА/
После того как был убит Надир шах, сын его брата Али кули хан, прозвав себя Адиль шахом, сел на престол вместо покойного Надир шаха. Проживавший в Тебризе Сардар Амир Аслан хан, которого Адил шах назначил сердаром Азербайджана, прослышав о независимости и славе Панах хана в Карабаге отправил ему от своего имени коня, саблю и подарки, призывая и побуждая его к подчинению Адиль шаху. Оказав должное внимание и милости посланникам, Панах хан проводил их обратно к сардару Амир Аслану с несколькими знатными старостами из илатов и опытными, почетными людьми, ибо тогда, еще не представлялось возможным враждовать и вести войну с таким могущественным и состоятельным человеком, как сардар. Далее, ханы некоторых сопредельных вилайетов хотя на словах и уверяли в своей дружбе и искренности, но втайне были готовы вредить Панах хану. Поэтому он изъявил покорность, отправив подарки и письма с выражением своей верности правительству Адиль шаха.
Оценив такое повиновение и прибытие посланников как большую заслугу хана перед правительством Адиль шаха, сардар Амир Аслан хан написал донесение последнему. В 1161 мусульманском году, соответствующем 1745 христианскому, в крепость Баят, где жил тогда (Панах хан), были присланы указ Адиль шаха о присвоении ему звания хана и назначении его правителем Карабага и (дары): драгоценный халат, конь с позолоченным седлом и сабля, украшенная драгоценными камнями. Сардар Амир Аслан также послал ему подарки.
Старост, прибывших к нему (к сардару) в качестве посланников, он проводил с большими подарками, почестями и уважением.
Таким образом, звание хана и (право на) правление Панах хану впервые были пожалованы указом Адиль шаха, сына брата покойного Надир шаха.
По истечении короткого времени до слуха Панах хана дошла весть о том, что Шахрух мирза, сын покойного Надир шаха, убив Аликули хана, прозванного Адиль шахом, вступил в Хорасане на шахский престол, и что на территории Ирака Азербайджана и Фарса происходят беспорядки.
В такое (смутное) время Панах хан решил завладеть Ганджинским, Эриванским, Нахичеванским и в особенности Ардебильским вилайетами и покорить их ханов. За короткое время он некоторых подчинил себе силой, а других – посредством писем, посланников, а также путем заключения родственных уз. В частности, правителем города Ардебиля он назначил Даргяхкули бека сарыджаллинского. По своему усмотрению он назначал потомков ганджинских ханов правителями, а неугодных смещал (с должности). Сыновей ханов некоторых вилайетов приводил в крепость Шахбулагы и держал при себе в качестве заложников.
Когда стало известно, что Мухаммед Хасан хан Каджар стал самостоятельным (государем) в Мазандаране, Ираке и Азербайджане, опытные и предприимчивые советники Панах хана постоянно заботившиеся о делах правления, вновь (собрались) по указанию Панах хана и держали такой совет: «За период времени, прошедший после смерти Надир шаха (между нами и) Аликули ханом и сардаром Амир Асланов существовали союзнические и дружественные отношения. Но теперь весьма возможно, что таких дружественных отношений не будет, кроме того, мы не имеем достаточной уверенности в отношении соседних ханов. Не исключена возможность, что они будут подстрекать Мухаммед Хасан хана и вместе с ним приступят к войне с нами. Тогда илаты и войска Карабага будут растоптаны кызылбашскими войсками и мы, не будучи в состоянии устоять в крепости Шахбулагы перед таким могущественным врагом и войсками соседних ханов, погибнем все до единого. Поэтому надо предотвратить событие, не ожидая, пока оно наступит. Крепость мы должны построить на веки вечные, среди гор, в непроходимом, неприступном месте, чтобы даже самый сильный враг не смог осадить ее. Дорога к крепости с одной стороны должна быть открыта илатам, которые будут находиться в горах; не должна быть прервана связь (и) с магалами».
Этими (своими) соображениями они поделились с Мелик Шахназар беком, который всегда был их доброжелателем. Вопрос о постройке Шушинской крепости был решен по его совету и указанию. Для осмотра района (будущей) крепости (хан) отправил нескольких опытных и сведущих людей из числа своих приближенных. Внутри этой крепости не было проточной воды, кроме двух-трех маленьких родников, которые не могли обеспечить потребности большого скопления народа и жителей крепости. Поэтому они (посланцы хана) вырыли колодцы в нескольких местах, где по их мнению, могла быть вода и установили, что во многих (других) местах (также) можно вырыть колодцы и добыть воду. Обо всем они сообщили Панах хану, который обрадовался этому. Он направился туда вместе с несколькими своими приближенными и, осмотрев (местность) приступил к постройке крепости.
В 1170 мусульманском году, соответствующем 1754 христианскому, он переселил (сюда) всех райятов, проживавших в крепости Шахбулагы, а также семейства знатных людей, меликов, служащих и старост из илатов и некоторых деревень и предоставил им место для жительства внутри крепости. До этого здесь не было никаких жилищ. Это место было пашней и пастбищем, принадлежавшими жителям Шушикенда, расположенного в шести верстах восточнее крепости. После устройства народа, определения для всех, в особенности для себя, (участков для) домов и жилищ, он совместно с искусными мастерами и прозорливыми каргузарами построил стены крепости, которые ныне разрушены и лишь в некоторых местах остались их следы.
Спустя год после основания крепости Мухаммед Хасан хан Каджар, отец Ага Мухаммед шаха, намереваясь захватить Шушинскую крепость и подчинить себе Панах хана, переправился с войсками Ирака и Азербайджана через Аракс и разбил лагерь в четырех фарсахах от крепости. Целый месяц он находился там. Многое передумал и всякие планы строил он, чтобы принудить Панах хана к повиновению и покорить Шушинскую крепость, но не смог с таким (крупным) войском (даже) приблизиться к окрестностям крепости. Более того, отважные жители Карабага, как явно, так и тайно, захватывали коней, мулов и прочий вьючный скот армии и наносили большой урон войскам Мухаммед Хасан хана.
В это время до слуха Мухаммед Хасан хана дошла весть о выступлении Керим хана Зенда в городе Ширазе, в стране Фарс, и о том, что тот собрав большое войско, намеревается овладеть Ираком и Мазандараном. Поэтому оставив (мысль) о захвате крепости и покорении Ширвана, Гянджи и пр., (Мухаммед Хасан хан) спешно отправился в сторону Ирака, Фарса и Мазандарана. (Тем временем) Керим хан Зенд, захвативший до прибытия Мухаммед Хасан хана все вилайеты Фарса и некоторые вилайеты Ирака и других (провинций), подготовился к войне с Мухаммед Хасан ханом, который, собрав большое войско из Азербайджана, Гиляна и пр., пошел в сторону Фарса для подавления Керим хана. Но так как наделить счастьем и богатством может лишь создатель вселенной, несколько человек из приближенных Мухаммед Хасан хана задумали совершить предательство; они убили его, и в надежде получить высокие чины и крупные награды, отнесли его отрубленную голову к Керим хану. Однако поскольку защита чести сардаров и знатных лиц в таких непристойных делах долг самих сардаров, то он (Керим хан) наказал убийц Мухаммед Хасан хана, лишив их наград и милостей, дабы другие не совершали подобных предательств в отношении своих благодетелей.
После случая с Мухаммед Хасан ханов, из Урмийского вилайета (выступил) претендовавший на власть Фатали хан Афшар, являвшийся одним из сардаров Надир шаха, и завладел всем Азербайджаном. Хотя он и посылал красноречивых посланников к Панах хану и призывал его к союзу и повиновению, но тот, справедливо считая повиновение таким сардарам позором и унижением для себя, возвратил его посланников с грубым ответом.
После прибытия посланников Фатали хан собрал большое (войско) из населения Азербайджанского, Урмийского и других вилайетов и, с намерением захватить крепость, овладеть Карабагом и уничтожить Панах хана пошел на Шушинскую крепость и разбил лагерь в одном фарсахе от крепости. Мелики Чилябурда и Талыша, питавшие скрытую вражду к Панах хану, присоединились к Фатали хану. Шесть месяцев они просидели у крепости. Через каждые несколько дней происходили стычки и сражения между Панах ханом и войском Фатали хана и во всех случаях воины Панах хана одерживали победу над кызылбашским войском. В течение этого времени Фатали хан ничего не смог сделать (кроме как) наблюдать за учащавшимися изо дня в день поражениями.
Наконец, однажды со всеми своими пешими и конными войсками, а также пешими (бойцами) меликом указанных выше магалов он перешел в наступление. Переправившись через шушинскую реку, он подошел на полверсты к крепости, откуда (с одной стороны) выступил Панах хан со своими юными именитыми бойцами, отважными стрелками из илатов и магалов Варанды и Хачина, а с другой, перешли в наступление предводители конницы илатов с храбрыми родственниками Панах хана. Войскам Фатали хана было нанесено крупное поражение (Воины Панах хана) в глубоких ущельях и тесных проходах ловили и убивали воинов Фатали хана до тех пор, пока те не сложили оружие. В этом штурме из войска Фатали хана было убито и захвачено (в плен) около двух тысяч человек пеших и конных. (Остальные) в полном расстройстве и с раскаянием вернулись в свой лагерь, а одержавший победу Панах хан трофеями и пленными возвратился в крепость. Фатали хан Афшар, ввиду такого поражения, а также приближения зимы вступил на путь мира и соглашения, отправив опытных посланников с торжественными клятвами и обязательствами. (Он говорил): «Пусть Панах хан отпустит захваченных и пленных воинов и станет нашим союзником и другом. Я тоже от чистого сердца выдам свою дочь за его старшего сына Ибрагим Халил агу и мы будем вечными родственниками и друзьями; с условием однако чтобы он (Панах хан), для участия в свадьбе церемонии бракосочетания отправил к нам в лагерь Ибрагим Халил агу, который пробыв здесь два-три дня, вернется обратно».
И чтобы хан был спокоен (за судьбу своего сына), он отправил к нему, троих своих сыновей и родственников, с тем чтобы они до возвращения Ибрагим Халил аги оставались при хане в качестве заложников.
Поверив торжественным клятвам Фатали хана и (успокоенный) прибытием его сыновей и родственников, Панах хан отправил Ибрагим Халил агу с двумя-тремя старостами в лагерь Фатали хана. Обрадованный этим известием, Фатали хан выслал ему навстречу несколько своих сыновей.
Ибрагим Халил ага был доставлен в лагерь с большими почестями, весельем и музыкой. Под предлогом того, что (приметам) час был недобрый, Ибрагим Халил агу продержали два дня в лагере, устраивая в честь него всякие пиры. в течение этих двух дней они с присущим им внешним вниманием и вежливостью, оказываемыми с целью обмана других и осуществления своих (коварных) замыслов, совершили все установленные церемонии и освободили из плена своих людей. На третий день, забрав с собой Ибрагим Халил агу и старост, как арестованных, ушли и нигде не останавливались, пока не прибыли в Урмийскую крепость. Большое горе причинило это событие Панах хану и знатным людям Карабага. Они сетовали, каялись. Но зная, что в конце концов, никакой пользы от этого не получится, стали совещаться и искать пути для освобождения сына (Панах хана) и уничтожения Фатали хана.
Поскольку творец вселенной и создатель человеческого рода и духов во всякий миг и время является покровителем и помощником правдивых, искренних и справедливых людей, в особенности наделяет успехом и победой тех, кто непреклонен и верен своим словам и обещаниям и далек от хитрости и коварства, кончающихся сожалением и гибелью, то он, владыка мира, пожаловал в это время полную независимость Керим хану Зенду, претендовавшему на власть в Ираке и Фарсе. Он начал войну с названным выше Фатали ханом и назначил одного из своих родственников на подавление Фатали хана, отправив его с войском Ирака и Фарса в Азербайджан. Услышав об этом Фатали хан тут же до прибытия войск Керим хана, для защиты (себя) выступил ему навстречу со своими войсками из Азербайджана и окрестных районов. Столкновение произошло в районе Исфагана. Войско Керим хана потерпели поражение, а родственник его, возглавивший войско, пал на поле брани. Овладев еще несколькими вилайетами Ирака, Фатали хан возвратился с победой.
После этого Керим хан Зенд решил отомстить и с большим войском из вилайета Фарса пошел на Азербайджан для подавления Фатали хана. Еще до прибытия своего в Азербайджан он послал доверенное лицо к Панах хану, выражая свою милость, благосклонность и дружбу. Письмо, отправленное им, было следующего содержания: «Фатали хан стал не только нашим врагом, но и кровником С вами сделал то, что не следовало бы делать: нарушил обет и клятву. Хитростью, коварством увез твоего сына и заключил в темницу. Поэтому ты должен содействовать нам и не жалеть тех сил, какими располагаешь, ибо как мщение, так и освобождение твоего сына, чему вы будете рады, является нашей целью».
Воспользовавшись этим удачным случаем, Панах хан для подавления лживого и коварного врага со своими войсками и знаменитыми всадниками Карабага отправился в Азербайджан к Керим хану. Керим хан встретил его с большими почестями и наградами.
Они вместе отправились в сторону Урмийского вилайета для войны с Фатали ханом, а Фатали хан с большим войском (собранным им) из подвластных вилайетов, выступил им навстречу. Обе стороны вступили в бой. Наконец Фатали хан потерпел поражение и оказался осажденным в Урмийской крепости. Через несколько дней, не имея другого выхода, кроме подчинения, и надеясь на обещание Керим хана, (Фатали хан) явился к нему. Урмийская крепость досталась Керим хану и он стал независимым (правителем).
Керим хан, называя себя векилом (уполномоченным) иранского шаха, говорил: «Поскольку в Иране нет самодержавного шаха я до появления и восшествия на престол (нового) шаха являюсь векилом падишаха». Поэтому Керим хана звали векилом. Освободив Ибрагим Халил агу, находившегося под арестом в Урмии, он вызвал его к себе и пожаловал ему указ о назначении его правителем Карабага с титулом хана, а также лощадь, саблю, халат и с большим почестями отправил в Карабаг. Питая особую любовь к Панах хану, он из милости и любезности к нему, просил его: «Ты некоторое время должен побыть со мной, чтобы я смог отплатить тебе за твою верность и искренность». И увез его с собой в Ширванский вилайет.
Прибыв в Карабаг, Ибрагим Халил хан стал самостоятельным ханом и правителем и властвовал, не подчиняясь никому. Все жители Карабага и других вилайетов повиновались ему. Панах хан пробыл короткое время в городе Ширазе, являвшемся столицей Керим хана. (Наконец), настал (его) смертный час, и он приобщился к милости божьей в Ширазе. Труп его с большими почестями доставили в Карабаг и предали земле в его собственном поместью, ныне известном под названием Агдам. Да помилует его аллах!
Как явствует из дел и событий, имевших место после смерти Надир шаха за все время правления Панах хана, длившееся двенадцать лет, победы, успех, счастье и богатство всегда сопутствовали ему. Большинство вилайетов Азербайджана были подвластны и повиновались ему.
Керим (хан) повез с собой Фатали хана до окрестностей Исфагана и умертвил его там, где в войне с войском Фатали хана был убит его (Керим хана) родственник. Он мстил и за себя и за Панах хана, так как он (Фатали хан) нарушил данный ему обет, ложно клялся и обманывал его. Создатель вселенной быстро воздал за этот проступок. От коварства, хитрости и лжи (Фатали хан), кроме раскаяния и гибели, ничего не получил. Всевышний бог запретил своим рабам коварство, хитрость, ложную клятву и нарушение обета. На опыте доказано, что того, кто солжет своему другу, благодетелю или господину, встанет на путь хитрости, предательства и предает забвению благодеяния и милости (своего) господина, ставшего господином по воле творца мира, ничего, кроме раскаяния и гибели не получит. «Аллах, награждающий и карающий, за добро награждает, за зло наказывает».
Глава пятая
О ПРАВЛЕНИИ ИБРАГИМ ХАНА И О ПОРЯДКАХ И СОБЫТИЯХ ТЕХ ВРЕМЕН.
Ибрагим хан, являясь независимым правителем Карабага, с 1174 мусульманского года, что соответствует 1756 христианскому, до 1221 (1806) года не подчинялся иранским и румским государям. Его приказы и распоряжения выполнялись в Ширванском, Шекинском, Ганджинском, Эриванском, Нахичеванском, Хойском, Карадагском, Тебризском, Ардебильском вилайетах и даже в Мараге и Каплан-Кухе, являвшейся границей Ирака и Азербайджана. Отстранение и назначение ханов вилайетов производилось согласно приказу и поручению Ибрагим хана. Он имел родственные связи с Умма ханом правителем вилайета Авара и Дагестана. Он был женат на почтенной сестре Умма хана. При надобности он просил войско из вилайета Дагестана и Лезги и, доставив его совместно с Умма ханом и прочими военачальниками в Карабагский вилайет, отправлял их с предводителями своего племени и карабагского войска куда нужно, наказывал и приводил в повиновение (непокорных). Помимо этого, он установил родственные связи с ханами (некоторых) вилайетов, как-то Шахсевана, Карадага, Хоя и Ганджи, и все они, то ли в силу этого родства, то ли нажима, искренне подчинялись ему. Даже некоторые магалы Табризского и Карадагского вилайетов он жаловал своим знатным военачальникам, дабы те воспользовались доходами с них. Хотя Ибрагим Халил хан не имел шахского титула, но обладал таким же могуществом и великолепием (двора), как иранские шахи. Сыновья и потомки ханов указанных вилайетов всегда находились при Ибрагим Халил хане в крепости Шуше в качестве заложников. И это продолжалось до тех пор пока Ага Мухаммед хан (шах), сын Мухаммед Хасан хана Каджара, не убежал после смерти Керим хана из Ширвана, где он находился в качестве заложника, и не стал претендовать на престол. После нескольких лет стараний он завладел Ираком и Фарсом, превратив Тегеран в стольный город. В 1107 мусульманском (1695/96) году он прошел в Азербайджанский вилайет и захватил все вилайеты, расположенные к югу от Аракса, за ислючением Эриванского и Талышского. До этого он посылал Ибрагим Халил хану халат, саблю, коня с позолоченным седлом и уздечкой и призывал его к повиновению. (Ибрагим Халил хан) на словах выражал свое повиновение и между ними внешне происходил обмен учтивостями и посланниками. В частности, Ибрагим Халил хан отправил к Аге (Мухаммед шаху) своего двоюродного брата Абдуссамед бека с Мирзой Велием Бахарлы, способным и красноречивым человеком, в качестве заложников, я шах держал их при себе, оказывал им большие почести.
Когда же юный, отважный и щедрый Лутфали хан Зенд являвшийся врагом Ага Мухаммед хана, стал претенедовать на престол в Кирманском вилайете, он (Ага Мухаммед шах) одержал победу над ним и предал население Кирмана поголовному истреблению. (В то же время) произошли некоторые события, ухудшившие отношения между Ибрагим Халил ханом и Ага Мухаммед шахом. Абдуссамед бек совместно с Мирзой Велием Бахарлы и несколькими слугами убежал из Кирмана. Высланные гонцы, следуя за ними днем и ночью, заблаговременно оповестили жителей селения Серчем. Пешие и конные (воины) захватили дороги по берегу реки Кызыл Озен и, вступив в бой с Абдуссамед беком, пулей ранили его в колено и захватили его с товарищами. Был также схвачен Мирза Вели. Абдуссамед бек там же скончался от полученной раны. Остальные были доставлены к шаху и заключены в темницу в Тегеране.
Когда Ага Мухаммед шах находился под стенами Шушинской крепости, то послы Ибрагим Халил хана иногда ходили к нему. Однажды Ага Мухаммед шах, разгневавшись на наказы Ибрагим хана, написал приказ, (на основании которого) Мирза Вели в Тегеране был привязан к пушке и расстрелян из нее. Остальные схваченные, коих было десять человек, также были казнены все до единого. Да помилует их аллах!
Глава шестая
О РАЗНЫХ СОБЫТИЯХ И КОНЧИНЕ АГА МУХАММЕД ШАХА
Ввиду осложнения отношений между Ибрагим Халил ханом и Ага Мухаммед шахом (последний в 1209 (1794/95) году выступил с большим войском в сторону Азербайджана, намереваясь захватить Тифлисский, Эриванский, Карабагский и Талышский вилайеты. Сначала он отправил Аликули хана шахсеванского, являвшегося главным полководцем его армии с другими ханами против Эриванской крепости, а сам со всеми войсками Ирака, Фарса, Азербайджана и Хорасана пошел на Шушинскую крепость и развил лагерь в одном фарсахе от крепости на привале Говахан.
Тифлисский валий высокопоставленный Ираклий хан, правитель Эривана, Мухаммед хан и правитель Талыша Мир Мустафа хан совместно с Ибрагим ханом поклялись не повиноваться Ага Мухаммед шаху, а быть союзниками и помогать друг другу. (Поэтому) часть илатов Карабага была отправлена в Тифлис, а некоторые – в Ширван к Мустафа хану, являвшемуся ставленником Ибрагим хана в Ширванском вилайете. Остальные илаты и воины, числившиеся в списках и книгах были размещены им (Ибрагим ханом) в горах Карабага и внутри крепости. Он собрал (воедино) все магалы Карабага, закончил необходимые для обороны крепости приготовления и привел в порядок большие и маленькие пушки подготовился к войне с шахом.
Тридцать три дня посидел Ага Мухаммед шах около (Шушинской) крепости, но не смог со столь крупным войском переправиться через реку, протекавшую в пяти верстах от крепости и приблизиться к последней. Пешие и конные войска Карабага, предводители илатов и деревень, мелики Варандского, Дизакского и Хачинского магалов, нападая мелкими отрядами на кызылбашские войска в лесах, на дорогах и в проходах ежедневно угоняли их лощадей, мулов и верблюдов, грабили и захватывали караван, привозившие в лагерь зерно из вилайетов, и доставляли их к Ибрагим хану. Дело дошло до того, что одного мула, по тогдашним деньгам, продавали за четыре рубля, верблюда – за шесть рублей, а хорошего коня – за десять рублей.
Во избежание ночного налета войск Карабага на лагерь, они (войска шаха) соорудили вокруг своего лагеря весьма крепкие башни. Однажды ночью пешие (воины) Варандского магала большой толпой пошли и захватили одну из башен, охранявшуюся личными стрелками Ага Мухаммед шаха. Перебив в течение одного часа почти всю охрану, они захватили с собой нескольких оставшихся в живых стрелков и на рассвете доставили их к Ибрагим хану. Ни днем ни ночью они не давали покоя кызылбашским войскам. Шах три-четыре раза решался лично с крупным войском перейти реку и приблизиться к крепости, но проворные пехотинцы и отважные всадники, выступив против него со своими командирами, мужественно сражались, одерживали над ним победу и заставляли его возвращаться обратно.
Между тем правитель Гаджи Джавад хан пришел к Аге Мухаммед шаху совместно с Мелик Меджнуном, меликом Чилябурдского магала, который отвернувшись от Ибрагим хана проживал у Джавад хана в Ганджинском вилайете. По их совету (Ага Мухаммед шах), потерпевший тысячи поражений и невзгод отказался от (захвата) крепости и выступил в сторону Тифлиса с целью покорения Грузии. До ухода шаха Ибрагим Халил хан послал достопочтенному валию Грузии следующее сообщение: «Ага Мухаммед шах оказался бессильным захватить крепость, потерял многих воинов и много вьючного скота своей армии и (теперь) намерен покрыть свое поражение завоеванием Тифлиса и ограблением сел Грузии. Будьте готовы дать отпор его злодеяниям и посягательствам!»
Для обеспечения отдыха конскому составу и своим воинам фактически, пережившим осадное положение, Ага Мухаммед хан, разбил лагерь близ Агдама и пользуясь удобным случаем пробыл там более одного месяца. Оттуда они направились (в сторону Грузии) для завоевания Грузинского вилайета и города Тифлиса. Джавад хан и Мелик Меджнун всюду следовали впереди войска в качестве проводников шаха. Приблизившись к Тифлису, они (воины шаха) в течение короткого времени захватили его, ограбили и пленили население города и близлежащих сел и, предав город огню, двинулись обратно в Азербайджан. Они всюду следовали по берегу Куры. Переправившись через реку Аракс близ селения Джавад, они остановились на зимовку в Муганской степи и зиму провели там. Весною, когда еще не были завоеваны ни Эриванская крепость, ни вилайет, опять поднялись волнения в районе Фарса и крупные смуты в Кирмане и прочих (местах), что и вынудило (Ага Мухаммед шаха) вернуться в вилайет Фарса, чтобы восстановить там порядок.
В ту весну, когда шах находился в районе Фарса, Ибрагим хан, приведя войско из Дагестана, осадил город Ганджу, предложив грузинскому валию также принять участие в этом предприятии, так как (Джавад хан) был виновником разорения Тифлиса. Вскоре Джавад хан вновь покорился и, поклявшись ни в чем не перечить распоряжениям Ибрагим хана, отдал ему в заложники своего сына и сестру. В этой войне был убит Мелик Меджнун.
В то время, когда Ага Мухаммед шах еще находился в районе Фарса и Хорасана, генерал-аншеф граф Валериан Зубов, согласно повелению и приказу ее величества императрицы Екатерины, прибыл с крупным войском в Дербендский район, захватил Дербендскую крепость и, подступив к окрестностям города Шемахи, расположился там лагерем. Ибрагим хан по своей доброй воле отправил к главнокомандующему Валериану Зубову своего сына Абульфат хана с сыновьями некоторых беков Карабага, с подарками и породистыми лошадьми, изъявив свою покорность и искренние чувства к высокому Российскому государству. Им было написано также прошение с выражением преданности ее величеству императрице.
Отказав большие почести Абульфат хану и другим сыновьям беков Карабага, главнокомандующий отправил прошение Ибрагим хана через свое доверенное лицо и своего адъютанта по дербендской и кизлярской дороге к ее величеству императрице, а с одним князем послал богатые подарки к Ибрагим хану, обнадежив его вечной милостью ее величества императрицы. Когда окрестные ханы узнали о том, что Ибрагим хан направил своего сына к главнокомандующему, то все они, а именно: Мир Мустафа хан талышский, Мустафа хан ширванский, Джавад хан и даже ханы Эривана, Нахичевана, Хоя и Карадага отправили своих посланников к Ибрагим хану и заявили: «Мы откажемся от того, что находит целесообразным Ибрагим хан. Поскольку он счел нужным подчиниться Российскому государству, то мы также последуем по пути дружбы и повинуемся милостивой императрице России». Ибрагим хан вновь (все) эти письма отправил главнокомандующему Зубову.
Хотя по степени могущества и величия грузинский валий и превосходил других ханов Ширвана, Хоя, Эривана и пр. – он происходил из древней династии, владел обширным вилайетом и крупным богатством, - но тем не менее во всех делах он прислушивался к советам Ибрагим хана, ибо Умма хан, правитель Аварии и Дагестана, а также прочие владетели тех мест, повиновавшиеся Ибрагим хану в силу своего родства с ним, в случае возникновения каких-либо трений между грузинским валием и ханом, шли с крупным войском на Грузию и производили там большие опустошения, что и случилось в 1199 (1784/85) году, когда ухудшились отношения между валием Грузии и Ибрагим ханом. Умма хан с многочисленным войском вторгся в Грузию, захватил крепости Сыгнаг и Гюмюшхана, истребил много жителей, а оставшихся (в живых) детей и жен жителей того места пленил. Ограбив многие окрестные деревни, он пошел в Ахыска (Ахалцих) к Сулейман паше, где провел зиму, а затем, получив богатые подарки от румского султана, опять вернулся через Грузию в Дагестан и по дороге осадил расположенную на границе мощную крепость Вахан, где проживал с семьей князь Абашидзе, и захватил ее. Истребил многих жителей крепости, оставшихся (в живых) детей и женщин пленил, а имущество и богатство их ограбил. Одну из дочерей князя Абашидзе с некоторыми вещами он послал в качестве подарка Ибрагим хану. Ибрагим хан женился на ней, и от этой самой дочери Абашидзе родился один сын и одна дочь. На другой дочери князя Абашидзе женился сам Умма хан.
Ввиду сего этого валий во многом нуждался в Ибрагим хане. (Дорожил он им) еще и потому, что ханы Ширвана, Шеки, Ганджи, Эривана, Хоя, Карадага, Нахичевана, Талыша, Тебриза, а также Шахсевана и Шегаги подчинялись Ибрагим хану, ни в чем не смея перечить ему. И тифлисский валий в силу своей преданности, а также из осторожности изъявил согласие подчиниться высокому государству России, отправив посла с прошением.
Все были готовы стать преданными подданными великой державы, как вдруг скончалась ее величество императрица. Главнокомандующий Зубов отпустил Абульфат хана, сыновей беков и старост Карабага с большими почестями и подарками, известив (через них) Ибрагим хана о своем возвращении (в Россию), согласно повелению императора Павла.
Это известие принесло большое огорчение. (С другой стороны), оно усилило вражду Ага Мухаммед шаха (к Ибрагим хану), ибо он хотел без особых потерь, лаской подчинить себе последнего, и то что Ибрагим хан без всякой войны и сопротивления выразил свое повиновение и искренность вековечному государству России и отрешился от шаха ислама и Ирана, сильно взбесило его. Решив (за что) уничтожить Ибрагим хана, он весною с многочисленным войском двинулся в сторону Азербайджана.
В Карабагском вилайете, вследствие трехлетней засухи и неурожая зерна и прочих злаков, был сильный голод. Цены на зерно настолько возросли, что четверть пшеницы, по тогдашним деньгам, с трудом можно было купить за сорок пять рублей. Положение становилось безвыходным. (Между тем) Ага Мухаммед шах с кызылбашским войском достиг берегов реки Аракса. Оставаться в Шушинской крепости после стольких лет голода и лишений и держаться против такого сильного врага было трудно. Поэтому, не имея другого выхода, (Ибрагим хан) с семьей, детьми, всеми родственниками, семействами знатных и преданных беков и самоотверженными слугами вышел из крепости и отправился в сторону Джара и Талы, с тем, чтобы остановиться там и, если подоспеет помощь из Дагестана, Грузии и других вилайетов, выступить навстречу (врагу), в противном же случае отправиться оттуда в Дагестан к своему родственнику – правителю Аварии Умма хану и избавиться от преследования Ага Мухаммед шаха. В числе лиц, находившихся тогда при нем и не пожелавших расстаться с ним, были зять его Насир хан, Ата хан шахсеванский, правитель Шекинского вилайета Селим хан, являвшийся также зятем хана, беки Шекинского вилайета, Шахсевана и их дети.
Узнав на берегу Аракса об уходе Ибрагим хана из крепости, Ага Мухаммед шах выслал около двух тысяч всадников с военачальниками, чтобы настичь его на ганджинской дороге или на берегу Куры. Посланный кызылбашский отряд настиг обоз и людей, находящихся при Ибрагим хане, близ тертерского моста и дал бой, но не сумев причинить (особого) вреда людям и их семьям, захватил некоторые вещи из обоза и вернулся обратно.
(Тем временем) Ибрагим хан переправился (на ту сторону) Куры и через Шекинский вилайет вступил в джаро-белоканскую землю. Хотя старосты и главы Джара и Талы и имели предписание Ага Мухаммед шаха задержать Ибрагим хана и других ханов и не допускать их к Дагестану, но поскольку жители Джара, Белокани и Илису долгое время пользовались милостями и подарками Ибрагим хана и искренне повиновались ему, исполняя (все) его поручения, то они доброжелательно отнеслись к нему и оказали должный почет и гостеприимство.
Они пробыли в белоканской земле (не более) двадцати дней, как вдруг Ибрагим хан получил известие об убийстве Ага Мухаммед шаха в Шушинской крепости. Подробности убийства Ага Мухаммед шаха были следующие:
После ухода Ибрагим хана из крепости в сторону Белокана Ага Мухаммед шах беспрепятственно вошел в Шушинскую крепость. Пробыв там неделю, однажды ночью он по какому-то неприятному для него делу разгневался на двух своих близких – слуг – Сафарали бека и Аббас бека и поклялся, что с восходом (солнца) обоих их жестоко накажет. Поскольку они знали, что он (шах) никогда не изменял своему слову, то опасаясь за свою жизнь, сочли нужным убить его до рассвета. На рассвете, когда шах еще спал, они вошли к нему с острыми кинжалами, убили его и заперли двери. Забрав с собой браслет, корону и осыпанную драгоценными камнями ленту шаха, они отправились к Садых хану шегагийскому и сообщили ему о случившемся. Садык хан, страшась шаха, не поверил этим словам. Не питая никакого доверия к шаху и вечно чувствуя страх за свою жизнь, он не поверил им, приняв эти слова за хитрость шаха. Наконец, после неоднократных клятв он убедился, по-прежнему чувствуя непреодолимый страх, вошел в дом генерал-майора Мухаммед Хасан аги, где остановился Ага Мухаммед шах. Все время придерживаясь правил этикета, он подошел к комнате, в которой спал шах, приподнял край занавеса, поклонился и тихо вошел в нее. Как ни старался Сафарали бек воодушевить его, тот все же испытывал страх. (Тогда) Сафарали бек выступил вперед, приподнял одеяло с головы шаха и показал ему изрубленное кинжалом его тело. Не имея возможности задерживаться там, Садых хан взял с собой браслет, корону и ленту, и, быстро вернувшись в свою квартиру, объявил, что шах велел ему отправиться в сторону Ганджи и Грузии. Собрав своих подчиненных и шегагийское войско, он вышел из крепости в сопровождении одного из убийц шаха – Аббас бека. Сафарали бек остался в крепости. Не прошло и двух часов после ухода Садык хана, как весть об умерщвлении шаха получила (широкую) огласку внутри крепости. Пораженные и опечаленные (этим известием) кызылбашские ханы, собрав своих людей, которые были поблизости, отрядами бежали (из крепости). Жители города хлынули (на них) и раздевали всякого. Они ворвались в дом и стали грабить имущество, ковры и прочие золотые, серебряные изделия и драгоценные камни, принадлежащие шаху. каждый брал то, что попадалось ему под руку. Узнав об этом, Мухаммед бек, сын брата Ибрагим хана, отважный, храбрый и знатный юноша, с несколькими слугами встал у дверей здания и отобрал у людей оставшиеся в целости драгоценные камни, золотые и серебряные изделия, ковры, деньги и прочие вещи. Овладев всем этим, он перенес их из дома Мухаммед Хасан аги в свой дом и приступил к управлению делами крепости. Отрезанную голову Ага Мухаммед шаха со своим письмом он отправил в Белокан к Ибрагим хану с одним из старых слуг.С доставлением головы к Ибрагим хану (всем) стало известно, что шах действиетельно убит. Голова шаха с большими почестями была вымыта и завернута в саван и отправлена со сведущими муллами, знатоками необходимых церемоний в Джар, где и была похоронена на кладбище знаменитых личностей.
Из-за (имевших место) некоторых препятствий (Ибрагим хану) не удавалось возвратиться в Карабаг, и он три месяца оставался в Белокане. В течение этого времени валий Грузии, правитель Ганджи Джавад хан и Мустафа хан ширванский посылали ему подарки, заявляя о своей готовности быть с ним в союзе и дружбе, ибо шаха, являвшегося могущественным врагом, уже не было в живых. Все ханы Азербайджана и прочих (мест), являвшиеся на протяжении длительного времени свидетелями могущества и величия Ибрагим хана, силы действия его распоряжений и подчинявшиеся ему, прежде всего хотели расположить его в свою пользу и иметь с ним крепкую дружбу.
До прибытия Ибрагим хана делами Карабагского вилайета занимался Мухаммед бек.
После месячного пребывания Ибрагим хана в Белокане к нему прибыли правитель Аварии Умма хан и прочие предводители Дагестана с большим войском и припасами, (состоящими) из провианта и одежды, проявив достойные сану такого великого эмира чувства родства, любви и гостеприимства. И не только Ибрагим хану, его знатным сыновьям и бекам Карабага, но и ханам Шахсевана и сыновьям их беков было предложено все необходимое для их расходов и пропитания.
По истечении двух месяцев после прибытия Умма хана, (Ибрагим хан) с войсками и предводителями Дагестана и жителями Шахсевана и Карабага выступил из Белокани в Карабаг. Перед своим выездом он послал вперед Мехтикули хана, называвшегося тогда еще Мехтикули агою, с сыновьями нескольких карабагских беков, с тем чтобы они предупредили (возможное) противодействие и заставили население отбросить всякую мысль о неповиновении его превосходительству по прибытии последнего туда, а также, чтобы Мухаммед бек, будучи надменным юношей, завладев богатством и такими средствами власти, не предался искушениям сатаны и не вздумал ослушаться и не говорил, что никого, кроме себя, не признает.
Мехтикули хан совместно с сыновьями беков вступил в Карабаг, Мухаммед бек, хотя внешне и выразил им любовь, болтал о своей преданности и говорил что (никогда) не ослушается хана, но в душе мечтал о власти, собрав вокруг себя всяких проходимцев, предателей и трусов, он намеревался захватить власть в свои руки, но Мехтикули хан в силу необходимости обходился с ним (вежливо). Обличать его сразу не имело никакого смысла. Вникнув во все обстоятельства, как внутри крепости, так и в окрестностях ее, он сообщил об истинном положении дел хану и стал ждать его (распоряжений). Получив это известие на берегу реки Куры. Ибрагим хан немедля отправил старшего сына своего Мухаммед Хасан агу с пятьюстами лезгинскими воинами и военачальниками Карабага.
Мухаммед бек, услышав о приближении хана, вздумал переселить илатов Карабага и устроиться на берегу реки Аракс, с тем чтобы оттуда поднять мятеж против него. (Однако) когда Мухаммед Хасан ага дошел до горы Гирс, расположенной в трех фарсахах от крепости, где находились сторонники и воины Мухаммед бека, население Карабага, увидев агу и его войско, стало группами являться к нему и целовать ему руку. Собранные (Мухаммед беком) илаты оставались в степях и лесах. Он (Мухаммед Хасан ага) послал человека за Мухамед беком. Вначале Мухаммед бек струсил, но затем, оправившись, явился к нему, поцеловал его руку и доверчиво остался при нем. Некоторые злоумышленники, совершавшие злодеяния в период правления Мухаммед бека, были им (Мухаммед Хасан агой) наказаны в присутствии самого Мухаммед бека. Между тем находившийся в крепости Мехтикули хан, по получении известия о прибытии аги и следовании его с войском мимо крепости, схватил ставленников своего двоюродного брата Мухаммед бека и заключил их в темницу.
Мухаммед Хасан ага успокоился сам и обнадежил илатов Карабага, разослав распоряжения во все магалы о том, чтобы все занимались своими делами. После этого, наконец, Ибрагим хан совместно с населением, войском, приближенными, Насир ханом и Ата ханом шахсеванским прибыл в Карабаг.
Глава седьмая
О НЕКОТОРЫХ СОБЫТИЯХ, ИМЕЮЩИХ МЕСТО ПОСЛЕ УМЕРЩВЛЕНИЯ АГА МУХАММЕД ШАХА И ВОЗВРАЩЕНИЯ ИБРАГИМ ХАНА ИЗ БЕЛОКАНИ В КАРАБАГ
В период, когда Ибрагим хан прибыл в Карабаг и взял в свои руки управление, жители вилайета и большинство илатов из-за голода, лишений и разрухи были рассеяны по вилайетам Грузии, Ганджи, Эривана, Ширвана и даже Рума, а все достояние и скот их были разграблены. Сопредельные ханы, хотя на словах и болтали о повиновении и дружбе, но в тайне искали лишь собственной выгоды; в их числе был Мустафа хан ширванский. (Например), когда Ибрагим хан находился в Белокане, он (Мустафа хан), боясь, что Селим хан, зять покойного Ибрагим хана, может вступить в управление Шекинским вилайетом и тем самым нанести вред его правлению, пригласил старшего брата его (Селим хана) и помог ему взять в свои руки бразды правления Шеки. (Тем временем) Мухаммед бек, который был обнадежен Мухаммед Хасан агою и не испытывая, как другие сыновья ханов из рода покойного Панах хана, никакого страха за свою жизнь, лишь по молодости лет и надменности спустился к берегам Куры и вступил в дружбу с Мухаммед ханом шекинским. Мухаммед Хасан хан обманул его и сказал: «Я слепой человек; меня довели до крайности распоряжения Мустафа хана. Приходи ко мне. Я выдам за тебя свою дочь и ты станешь правителем Шеки». Поддавшись соблазну, Мухаммед бек отвернулся от своих знатных родных, почтенного дяди и ушел к Мухаммед Хасан хану. Как только прибыл Мухаммед бек, Мухаммед Хасан хан схватил его и бросил в темницу. Он завладел всеми драгоценными камнями, деньгами и прочими вещами, которые были при Мухаммед беке.
Мустафа хан, старый кровник Мухаммед бека, убившего в отместку за своего отца его отца и брата, послал человека за Мухаммед беком и, приведя его к себе, умертвил его. Убив племянника Ибрагим хана, он вдвойне стал его врагом и из опасения начал вражду против Карабага. С другой стороны и Мухаммед Хасан хан и правитель Ганджи Джавад хан также стали врагами.
В это время пришло известие о том, что Фатали шах, которого звали Баба хан сардаром, правивший Ширазом и вилайетом Фарс от имени Ага Мухамед шаха, услышав об умерщвлении шаха, выступил оттуда, вошел в Тегеран, завладел казной и имуществом шаха и сел на престол. С другой стороны, названный выше Садык хан шегагийский, убежавший из Шушинской крепости, найдя Азербайджан без правителя, стал претендовать на власть. Собрав вокруг себя большое ополчение, он направился в сторону Ирака, намереваясь захватить Тегеран и освободить семейства, находившиеся там в качестве заложников.
Навстречу ему выступил Фатали шах, который одержал победу над Садык ханов и обратил его в бегство. Затем он отправил посла к Ибрагим хану с требованием трупа Ага Мухаммед шаха и выразил свое настоятельное пожелание о том, чтобы Ибрагим хан повиновался ему. Положение Карабагского вилайета было плачевным, а кругом все были врагами и недоброжелателями. (Поэтому Ибрагим хан) счел целесообразным установить с Фатали шахом хорошие отношения. Тело Ага Мухаммед шаха он с большим почестями отправил в Тегеран. Сочтя это поведение Ибрагим хана счастливым предзнаменованием Фатали шах отпустил посланников с подарками, отправил Ибрагим хану халат и саблю, и, передав в его распоряжение Карадаг со всеми его доходами, выразил желание породниться с ним. Он говорил: «(Хан), в интересах спокойствия обеих сторон, должен считать свою дорогую дочь Ага бегим агу достойной нашего гарема; пусть она станет госопожой гарема нашего».
После совещания (это предложение) было принято. Шах отправил знатных ханов с ценными подарками за невестой и торжественно заключил брак с Ага бегим агою, сделав ее своей почтенной супругой и главою всего гарема. Сын Ибрагим хана Абульфат хан, называемый тогда Абульфат агою, был отправлен к шаху, который считал его одним из своих знатных эмиров. Сделав его (одним из) своих ближайших собеседников, он всегда оказывал ему большие почести. Ежегодно (на имя) Ибрагим хана и Мухаммед Хасан аги поступали от Фатали шаха различные подарки, халаты, сабли, кони с золотыми седлами и сбруями и пр. и это продолжалось до тех пор пока от имени его величества императора высокой Российской державы не прибыл в Грузинский вилайет командующий с войском и не утвердился полновластно в городе Тифлисе.
Поскольку Ибрагим хан еще тогда, когда у государственных деятелей России и в мыслях не было покорить Эриванский, Ганджинский, Ширванский и Карабагский вилайеты, питал чувства любви и преданности к милостивой (государыне) Екатерине и, имея желание (присоединиться) к вековечному Российскому государству, находился в дружественных отношениях с генерал-аншефом Зубовым во время прибытия (последнего в этот край) и даже до того, и по совету валия Грузии, с которым у него были дружественные отношения, направлял своего посланника валия в Мовдонскую линию к командующему, графу Гудовичу с выражением преданности и повиновения вековечному государству России, то и на сей раз он по прибытии командующего высокого Российского государстве в Тифлис написал письмо и послал к нему своего посланника, с целью возобновить былую дружбу. После возвращения (в Россию) бывшего командующего и назначения командующим генерала Ковалевского он вновь отправил к нему посланника с подарками и выражением своей дружбы. Генерал Ковалевский оказал посланникам хана поистине большие почести. Он послал Ибрагим хану исключительно богатые подарки и проявил большую милость к нему.